Права пациента

 Каждый пациент имеет право

1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона, пациент имеет право на:

  1. Выбор врача и выбор медицинской организации.
    При этом выбрать врача можно 1 раз в год при условии его согласия, а выбор лечебного учреждения пациент осуществляет 1 раз в год, но при смене места жительства или места пребывания это можно делать чаще.
  2. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
  3. Получение консультаций врачей-специалистов.
  4. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
  5. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
    Здесь важно учитывать, что врач обязан сообщать подобную информацию только по запросу пациента. Пациент может назначить лицо, которому будет сообщена данная информация. По письменному заявлению пациент имеет право получить на руки медицинские документы, их копии или выписки из них.
  6. Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
  7. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну.
  8. Отказ от медицинского вмешательства.
  9. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
  10. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав.
  11. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

И, разумеется, у каждого есть право на бесплатную медицинскую помощь в объеме, предусмотренном базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования. Уточнить объемы такой помощи можно, позвонив в страховую компанию, выдавшую медицинский полис.

По телефону Всероссийской бесплатной круглосуточной горячей линии для пациентов 8-800 100-0191 вы можете получить юридическую консультацию по правам пациента и другим вопросам, связанным с получением медицинской помощи.

В случае оказания некачественной медицинской помощи заявитель имеет право последовательно обращаться с жало­бами в следующие инстанции:

 НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ:

  • непосредственно к врачу, оказавшему некачественную медицинскую помощь;
  • к руководителю структурного подразделения (заведующему отделением, заведующему поликлиникой) медицинского учреждения, где оказана некачественная медицинская помощь;
  • к заместителю руководителя медицинского учреждения по клинико-экспертной работе;
  • во врачебную комиссию (ВК) конкретного ЛПУ, которая в 3-х дневный срок дает письменное заключение по существу;
  • к главному врачу медицинского учреждения;
  • к главному эксперту департамента здравоохранения администрации Тульской области.

Независимо от обращения в учреждения системы здра­воохранения или параллельно с ним заявитель имеет право обратиться в застраховавшую гражданина страховую меди­цинскую организацию.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (при неудовлетворенности от раз­бора жалобы или претензии на первом этапе):

  • в страховую медицинскую организацию;
  • в экспертную комиссию при Территориаль­ном фонде ОМС Тульской области;
  • в межведомственную экспертную комиссию (МЭК).

В любое время гражданин, которому оказана некаче­ственная медицинская помощь, имеет право обратиться:

  • в комитет по защите прав потребителей;
  • в лицензионно-аккредитационную комиссию (ЛАК);
  • в  Тульскую  областную  медицинскую  ассоциацию (ТОМА);
  • в органы государственной власти Тульской области;
  • в судебные органы (подается исковое заявление).